Русские клады. Клады тайных подземелий…


Русские клады. Клады тайных подземелий…

С незапамятных времен вражеские набеги, междоусобная «брань», восстания и бунты заставляли людей искать укрытия под землей и прятать там свое добро. В любом древнем городе по сей день живут легенды и предания о кладах в тайных подземельях. И появляются энтузиасты, пытающиеся их отыскать, но из-за сложности работ, малых средств или из-за противодействия властей им приходится отступать. Но случаются и сказочные удачи. Так, в Литве историки и музейные работники долгое время искали утраченные сокровища Вильнюсского кафедрального собора.

В 1985 году с помощью приборов в стенах соборного подземелья обнаружили пять тайников. В одном из них нашли 270 золотых и серебряных изделий (чаши, кресты и т.п.) работы известных европейских ювелиров.

Хочется верить, будут найдены, наконец, клады, о которых мы расскажем вам сегодня.

В качестве места пребывания знаменитой библиотеки Ивана Грозного историки чаще всего называют Московский Кремль, Александровскую слободу и Вологду. А вот краеведы Старицы еще в начале XX века заявили, что «либерея», вероятнее всего, хранится в их городе. В 1581–1587 годах Грозный не раз бывал в Старице, останавливался во дворце старицких князей (окруженный деревянной крепостной стеной с тринадцатью башнями дворец стоял на полуострове, омываемом водами Волги и Верхней Старицы). Там государь встречался с польскими послами и вел с ними религиозные и политические диспуты, отсюда он писал свои послания князю-изменнику Андрею Курбскому, бежавшему в Литву, цитируя при этом труды греческих и римских авторов, для чего под рукой ему надо было иметь соответственные сочинения. Поэтому весьма вероятно, что царь перевез в Старицу часть своей библиотеки. Впоследствии же книги могли спрятать в подземных галереях как в самой Старице, так и вблизи нее. Галереи эти образовались в XV–XVI веках при добыче белого камня. Некоторые историки полагают, что при Грозном, когда Старица укреплялась, каменоломни были соединены с подземными тайниками княжеского дворца и крепости. Крепостной тайник длиной 53 метра шел из-под Тайницкой башни к Волге. Дворцовый тайник, проходя под Волгой, приводил на другой берег, в Успенский монастырь. В 1608 году, в нашествие поляков, в этом «подкопе под Волгой» прятались местные жители.

К началу XX века в Старице не было ни дворца, ни крепости, зато ходили легенды о подземных ходах, поиски которых заканчивались ничем. В 1904 году московский археолог И.А. Линдеман при недолгих раскопках на Старом городище, где некогда стоял дворец старицких князей, открыл «основание какого-то здания, пересеченное поперек тоннелем». Что собой представлял этот тоннель, в каком направлении он шел, почему его не исследовали тогда, уже не узнать.

В мае 1914 года в районе Старого городища солдаты-новобранцы, которые учились рыть окопы, случайно обнаружили уникальные средневековые подземелья: несколько галерей, имевших прочнейшую дубовую обшивку и такие же своды, зигзагообразно спускались к Волге. Летом того же года краевед Зубарев расчистил на 50 метров некую подземную галерею, ведущую от Старого городища к Волге. Что представляло собой это сооружение, неизвестно. Столичные же археологи долго собирались провести основательные раскопки на Старом городище, но так и не смогли из-за начала Первой мировой войны.

Строения старицкого Успенского монастыря дожили до наших дней. В Великую Отечественную войну тут был лагерь для военнопленных. Старожилы вспоминают, что тогда нескольким нашим солдатам удалось сбежать, воспользовавшись подземной галереей. Немцы обследовать загадочное подземелье побоялись и просто взорвали вход в него. Предполагают, что галерея эта была частью системы старицких каменоломен. Не исключено, что монахи могли использовать их для своих нужд, к примеру, для захоронений иноков, которых на земле до сих пор не найдено, или же для хранения реликвий и ценностей.

Современные спелеологи утверждают, что эти подземные пустоты тянутся на десятки километров, однако во многие ответвления проникнуть невозможно из-за завалов. Кладоискатели не первый год обследуют каменоломни в надежде найти «кошт» (казну) старицкого князя Андрея Ивановича. Ценности князь «схоронил тайно» в 1537 году где-то в районе села Бернова незадолго до поездки в Москву, где его в темнице уморила голодом мать Ивана Грозного Елена Глинская. Правда, некоторые уверены, что поиски «кошта» – пустое дело: князь находился в заключении вместе со своим сыном Владимиром, который, оказавшись на свободе, наверняка отыскал отцовское наследство. Под землей же, вероятнее всего, находится казна самого князя Владимира, которую тот наверняка спрятал в 1569 году, перед поездкой в Москву. Как известно, Грозный, видя во Владимире Андреевиче опасного соперника, отравил и князя, и его семью. Один из уроженцев Старицы, уверенный в существовании клада старицких князей, вот уже десять лет ищет спонсоров, которые дадут деньги на современные исследования и раскопки…

Богата на подземные тайники Украина. К примеру, в небольшом городке Бердичеве в средние века было вырыто до полусотни ходов, а в подземных лабиринтах приграничного тогда Харькова могло укрыться все гражданское население. Немало подобных построек было и в Лубнах. Устройство их приписывают самому богатому украинскому магнату, князю Иеремии Вишневецкому, превратившему в 1640-е годы Лубны в свою столицу, и монахам-бернардинцам, которые нашли у него приют.

Личность Вишневецкого и сегодня вызывает споры. Для католиков князь – европейски образованный человек, блестящий полководец, защитник веры Христовой. Для православных – предатель и кровавый каратель, опозоривший славный род Вишневецких. Дед Иеремии, Дмитрий Вишневецкий, знаменитый предводитель запорожских казаков, был замучен турками, когда отказался принять ислам. Мать, Раина Могилянка, ревнительница православия, строила на Украине церкви и монастыри. Иеремия же, приняв в 19 лет католичество, стал яростным гонителем православных и прославился самыми жестокими казнями.

В 1648 году восставшие казаки, возглавляемые полковником Максимом Кривоносом, внезапно подошли к Лубнам и осадили княжеский замок, славившийся небывалой роскошью. Князь был вынужден бежать в Польшу с небольшой свитой. Летописец сообщал, что уходил он лесными тропами, «як могл… в легце», то есть без обоза. А значит, свою «казну» (только посуды и скульптур из серебра набралось бы в замке несколько возов) князь спрятал где-то в Лубнах, в подземных тайниках. Казаки, взяв замок штурмом, разрушили его до основания. Никаких сведений о том, отыскали ли они сказочные богатства Иеремии, до сих пор не найдено.

В 1651 году, после победы над отрядами Богдана Хмельницкого под Берестечком, 39-летний князь Вишневецкий скоропостижно скончался. Подозревали, что он был отравлен.

Первые сведения о находке в Лубнах подземных тайников были собраны в конце XIX века К.П. Бочкаревым: «Под городом был другой, подземный город, куда уходили жители со своим скарбом, а иногда прятали туда же и своих лошадей, так как случалось находить в подземельях подковы и конские скелеты. Несколько лет тому назад у лубенского мирового судьи производилась тяжба двух евреев В. и К. «о восстановлении нарушенного владения». Множество свидетелей с той и с другой стороны выяснили дело, но тут у судьи возник вопрос: как стороны могли владеть (строением, тянувшимся. – Т.Б.) до самой середины Базарной площади, когда там пустое, не застроенное место? И тогда только вследствие нового допроса обнаружилось, что спор идет о подземном владении: истец открыл из своего подвала ход в подземную галерею и стал ею пользоваться для склада товаров, занимая ее все дальше и дальше. Ответчик же из своего двора пользовался миной (галереей. – Т.Б.) с другого конца для хозяйственных надобностей, и так владел каждый «спокойно и бесспорно», пока оба не столкнулись».

При строительных работах, а чаще провалами в городе не раз обнаруживались не известные ранее ходы и подземелья. Ходы, залегавшие на глубине от трех до семи метров, нередко имели готические своды; часто это были запутанные лабиринты с многочисленными ответвлениями, непонятно куда ведущими. В 1860-е годы в местности, носящей название Вал (в 1916 году выяснится, что именно здесь стоял замок Вишневецкого), провалом открылся глубокий подземный коридор. «Смельчаки спускались в него и в конце хода видели железную дверь, запертую большим висячим замком, но, боясь обвала, который вскоре и произошел, ломать двери не решились», – писал Бочкарев. Тогда же при устройстве спуска к мосту через реку Сулу нашли глубокие ямы, «сплошь наполненные человеческими костями, между которых попадались съеденные ржавчиной обломки мечей, пуговицы, застежки, коралловые и янтарные бусы, шпоры». В одной из ям нашли прекрасно сохранившиеся куски золотой и серебряной парчи, которую тут же у «находчиков» скупили лавочники.

В 1880 году владелец одного из зданий, принадлежавших в XVII–XVIII веках бернардинскому монастырю, по торжественным дням стал угощать своих приятелей необыкновенным вином. И только перед смертью он признался, что нашел у себя в подвале подземный ход в винные монастырские погреба, непонятно почему заброшенные.

В 1899 году при устройстве фундамента на Базарной площади нашли обширное подземелье, где лежало семь человеческих скелетов. Из подземелья имелся подземный ход в сторону реки Лубянки, но из-за завалов в нем люди так и не смогли выйти из своего укрытия. А в районе, где в XVII веке стоял костел, обнаружили галерею шириной 2,5 и высотой 3,2 метра. Ход этот разделялся на два рукава: первый вел к Соборной площади, но через 30 метров его преграждал завал. По второму ходу прошли шагов двадцать и наткнулись на полусгнившую дубовую дверь. Сломали ее быстро, но пройти дальше не смогли – из-за спертого воздуха дышать было невозможно. Здесь были найдены несколько серебряных монет, обломок меча, какие-то полуистлевшие документы и средневековые изразцы.

В 1916 году городская управа выделила средства на поиски «казны» Вишневецкого, для чего пригласила из Москвы археолога И.Я. Стеллецкого. Но из-за войны работы пришлось свернуть. Продолжил их археолог в 1922–1923 годах. С помощью местных любителей истории (а таких в Лубнах было немало) ему удалось точно установить место, где в XVII столетии стоял замок, и отыскать подземный ход из него.

«Своеобразный ход для бегства был наспех сооружен Иеремией Вишневецким в своей столице, крутоярых Лубнах, – писал Стеллецкий. – Выкопан ход был в рушенном слое вала и оббит бревнами и досками. На большой высоте ход выводил в овраг, впадавший в реку Сулу. Необходимость сооружения такого хода была вызвана начавшимся народным восстанием под руководством Богдана Хмельницкого. Как установлено раскопками, ход этот был вскоре сожжен казаками Кривоноса при взятии замка штурмом. Раскопками раскрыты следы ужасающей трагедии, имевшей здесь место. Единственным путем спасения из горящего замка был деревянный тайник к реке Суле. Он был подожжен казаками со стороны выхода. Передние пытались вернуться назад, а из замка напирали все новые массы бегущих. Невероятные сцены предсмертной борьбы среди огня и дыма! Обгоревший свод рухнул и похоронил свои жертвы. Костяки найдены сваленными в кучу в самых неестественных позах».

В ходе раскопок были найдены сабли, перстни, курительные трубки, оружие. Необходимо было дальше раскапывать развалины замка в поисках тайника с сокровищами. Не исключено, что к нему вел другой подземный ход, который в XVII веке соединял замок Вишневецкого с бернардинским монастырем, но против этой работы выступили местные власти…

Уже в наши дни прошел слух, что клад Вишневецкого не найдут никогда, потому что на князе лежит проклятие его матери. В 1610 году, при основании под Лубнами Мгарского монастыря, в специальном акте княгиня Вишневецкая прокляла каждого, кто осмелится предать святую православную веру…

Одна из самых красивых легенд Белоруссии связана с несвижским кладом. Величественный замок в Несвиже, резиденции магнатов Радзивиллов, состоявший из палаца (дворца) и крепостных укреплений, построил в 1580-е годы итальянский архитектор Джованни Бернардони. С помощью каналов и прудов замок был окружен водой со всех сторон. В ХVII веке из замка вели четыре потайных хода. По преданию, один из них соединял замок с несвижским иезуитским костелом, в подземельях которого нашли упокоение мумифицированные останки Радзивиллов.

Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Двенадцать больших залов дворца украшали королевская мебель, редкие персидские ковры, полотна известных художников, великолепные коллекции хрусталя, оружия, монет и медалей. В замке находилась библиотека из двадцати тысяч томов и архив Великого княжества Литовского. Но особой гордостью Радзивиллов были фигуры двенадцати апостолов, привезенные из Константинополя. В рост человека, они были отлиты из золота и серебра. Хранились скульптуры в тайном «скарбце» (хранилище), располагавшемся в замковых подземельях. Путь в это хранилище был известен лишь князю и его доверенному слуге, чаще всего эконому. Демонстрировали Радзивиллы свои сокровища лишь наиболее знатным гостям. Имел честь любоваться ими и М.В. Репнин, посол России в Речи Посполитой, посетивший замок вместе со свитой польского короля Станислава Августа. «После блестящего обеда на 300 особ король спустился в подземелье замка и увидел золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра, усыпанных драгоценными камнями», – писал Репнин императрице Екатерине II.

В начале XIX века замком владел Доминик Радзивилл. Мечтая о возрождении Речи Посполитой (а Белоруссия в ту пору входила в состав Российской империи), Доминик с радостью встретил солдат Наполеона. Сформировав пятитысячный корпус из шляхтичей, он отправился в поход на Москву. Возвращение в Несвиж было бесславным. Приказав эконому эвакуировать самое ценное, Радзивилл уехал в Вильно (Вильнюс). Согласно существующим преданиям, эконом не успел ничего вывезти из Несвижа, поскольку город и замок были стремительно заняты русскими войсками. Но вроде бы он сумел взорвать подземный ход, ведущий в «скарбец». Эконома, надерзившего русскому офицеру, повесили во дворе замка. А сам князь Доминик вскоре был тяжело ранен во время боя. В бессознательном состоянии его перевезли в Париж, где он скончался. Надо ли говорить, что сокровища Радзивиллов безуспешно искали в 1812, 1915, 1939 годах и ищут по сей день.

По одной из легенд, княжеский «скарбец» находится в огромном тоннеле, который в XVII столетии соединял два замка Радзивиллов – несвижский и мирский. (Между Несвижем и Мирой расстояние – 35 километров.) Недавно прошел слух, что в мирском замке стало появляться привидение князя Доминика, что якобы свидетельствует в пользу нахождения сокровищ вблизи Миры. Мирский замок действительно имел подземные тайники. Известно, что ход, начинавшийся под северо-западной башней, тянулся на полтора километра. В разные времена находили вокруг Миры фрагменты других подземных галерей. Но более вероятно, что хранилище радзивилловских сокровищ расположено в Несвиже, под самим дворцом или галереями, прилегающими к нему, а может быть, и под замковым двором.

В 1997 году в Несвиж прибыла комиссия, которая должна была обследовать фундаменты иезуитского костела на предмет их прочности. По мнению же прихожан, члены комиссии безуспешно искали в усыпальнице Радзивиллов подземный ход, ведущий к замку.

Долгое время Несвижский замок, в котором располагался санаторий ЦК КПСС, был мало доступен для археологов. Обследования, проведенные в 1997–2000 годах реставраторами, позволили открыть подземный ход высотой 1,8 и шириной 1,2 метра. Кстати, он в хорошей сохранности. Сегодня замок передан музею-заповеднику. Но найдутся ли деньги на основательные поиски древних подземелий? Впрочем, мир не без добрых людей. Уже сейчас сотрудники одной из московских геофизических фирм, очарованные легендами Несвижа, готовы бесплатно провести там необходимые исследования.