Огнемётный танк ОТ-34 затонул в Чёрном озере

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Огнемётный танк ОТ-34 затонул в Чёрном озере, Московская область в начале 1943 года. Экипаж танка спасся. Танк был поднят в феврале-марте 1999 года, восстановлен и сейчас находится в музее «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле.

ОТ-34 — советский средний огнемётный танк Великой Отечественной войны.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Тактико-технические характеристики OТ-34

Боевая масса- 32 тонны

Экипаж – 5 чел

Длина- 8150 мм

Ширина – 3000 мм

Высота -2700 мм

Дорожный просвет — 400

Удельное давление на грунт, кг/см 2 0.83

Скорость максимальная — 55 км/ч

Запас хода – 250 км

Подъем — 35 град

Высота стенки — 0.73 м

Ширина рва — 2.5 м

Глубина брода — 1.3 м

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Вооружение

Огнемет ATO-42 1 20

Пушка 85 ЗИС-С-53 1 55

Пулемет 7,62 ДТ, спаренный 1 1827

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Ещё во время войны с Финляндией стала очевидна слабость бронирования и стрелкового вооружения легких танков ОТ-26 и ОТ-130, в массовых количествах применявшихся для прорыва укреплений и штурма населенных пунктов. Модернизация этих машин, проведенная в 1940-1941 гг. путем монтажа дополнительных бронеэкранов на башню и корпус, дала лишь частичный эффект. Однако, с появлением средних танков Т-34 возникла идея устанавливать огнемет на них.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Первые работы в этом направлении начались в 1941 г., но воплотить в металле эту модификацию удалось лишь в 1942 г. К этому времени основное производство Т-34 развернулось на Урале, а общее проектирование проводило КБ Уралвагонзавода под общим руководством П.П.Васильева. Ранее он участвовал в разработке мест механика-водителя и стрелка-радиста для Т-34, поэтому с особенностями компоновки боевого отделения этого танка Васильев был хорошо знаком.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Чтобы не повторять ошибок, ранее совершенных на легких огнеметных танках (на которых огнемет устанавливался в башне вместо пушки) было решено смонтировать огнеметную установку АТО-41 в лобовом листе корпуса на месте курсового пулемета. Это значительно ограничивало сектор обстрела, но позволяло сохранить 76-мм пушку Ф-34 или Ф-32 со спаренным пулеметом ДТ. Чтобы дополнительно обезопасить экипаж танка амбразура огнемета защищалась толстой бронемаской обтекаемой формы. Кроме того, из-за установки бака с огнесмесью в корпусе, радиостанцию пришлось переместить в башню на место коробок с пулеметными патронами. Антенну, в свою очередь, разместили снаружи на задней стенке башни. Внешне огнеметная “тридцатьчетверка” почти не отличалась от линейного танка.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Позже на танке начали монтировать установку АТО-42, которая хотя и сохранила пневматический механизм, но при этом дальность стрельбы достигала 100-130 метров при использовании специальной огнесмеси, а при использовании стандартной (60% мазута и 40% керосина) она составляла 70 метров. Скорострельность по сравнению со старыми огнеметами КС-25 и АТО-41 значительно повысилась – огнеметание могло вестись как одиночными выстрелами, так и автоматическими очередями, причем скорость доходила до 30 выстрелов в минуту. Ёмкость бака также увеличили до 200 литров. Серийный выпуск огнеметных танков под обозначением Т-О-34 (или ТО-34) начался в конце 1942 г. и до начал 1944 г. было собрано 1170 машин всех вариантов. В современной литературе это обозначение трансформировали в ОТ-34.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

В 1944 г. появилось ещё две модификации. Во время боёв за крупные населенные пункты экипажам ТО-34 пришлось весьма туго из-за ограниченных углов обстрела огнемета. Это привело к появлению модернизированной версии огнеметного танка Т-34-100, имеющего мало общего с “тридцатьчетверкой” оснащенной 100-мм пушкой. На этой машине, разработки КБ завода №100, огнемет устанавливался не в лобовом листе, а в башне, рядом с пушкой. Был построен, по крайней мере, один образец огнеметного Т-34-100, но до серийного выпуска дело довести не смогли.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Весной 1944 г. это предприятие было сильно загружено выпуском тяжелых танков ИС-2, а на конвейере обычный Т-34-76 был замене на более совершенный Т-34-85. Именно на его основе и стали выпускать новую модификацию огнеметного танка, получившую обозначение Т-034-85. По компоновке она была полностью аналогична ТО-34, но оснащалась гораздо более мощной 85-мм пушкой С-53. В серии танк обозначался как ТО-34-85, а всего успели собрать 331 машину этой модификации.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

В боевом отношении огнеметные “тридцатьчетверки” показали себя ничуть не хуже тяжелых КВ-8. Особо надо отметить, что вплоть до освобождения территории СССР в боях принимали активное участие легкие танки ОТ-130 и ОТ-133.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Из огнеметных танков обычно формировались отдельные батальоны, придававшиеся танковым корпусам на время проведения специальных операций. После 1943 года структура такого батальона была смешанной, включающей в себя роту обычных танков Т-34 и две огнеметные роты танков ОТ-34. Кроме того, с 1944 года, полки огнеметных танков трехротного состава (20 машин в полку) входили в состав 1, 2, 4, 10 и 2-й гвардейской штурмовой инженерно-саперных бригад.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

ОТ-34-76 Огнеметный танк ОТ-34, производства Уральского Танкового завода в Нижнем Тагиле. В январе 1943 года в окрестностях Москвы на марше две ОТ-34 провалились под лед на Черном озере в районе Косино. Одну машину удалось поднять сразу. Поднять вторую пытались и сразу, и в 50-х, но удалось только в 1999 г. Машину передали заводу. При ремонте ее слегка модернизировали поставив поздние крылья и заменив траки.

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Место командира ОТ-34-76

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Место заряжающего ОТ-34-76

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Танк ОТ-34-76 место механика водителя

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году

Танк ОТ-34-76 огнемет АТО-42

Подъём танка ОТ-34 из Чёрного озера в 1999 году