Подковы Подмосковья

Автор: , 06 Apr 2017


Подковы Подмосковья

Найти подкову для многих народов считалось хорошим предзнаменованием, а прибить потом ее над дверью – к счастью. “Пусть ваш порог никогда не лишиться своей подковы!” желают англичане своим друзьям. По их поверию, она должна висеть кон-цами кверху. В отличие от английской традиции, в русских деревнях подковы обычно прибивают над дверью концами вниз. В счастливые свойства подковы верят также иу-деи, турки и даже еретики атеисты во всем мире. Последние хотя и возмущаются, когда их называют суеверными, найдя подкову, все же стараются прибить ее над дверью. Характерным примером можно считать аналогичные случаи с академиком Павловым и Нильсом Бором, над дверьми которых были прибиты подковы. На вопрос верят ли они в то, что подкова приносит удачу, каждый из них отвечал: “Конечно, не верю! Но это работает, даже когда не веришь”.
К сожалению, на подкову у историков-поисковиков, как и у археологов, сложился упрощенный взгляд. Их редко берут в коллекции, почти не пишут научных статей… Одной из лучших работ в этом направлении по европейской части России является книга А.Н. Кирпичникова, в которой он предлагает систематизацию подков, которой мы и будем придерживаться. Европейская классификация представлена в работе Бакса.
Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.
Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье – XV-XVII вв.)
Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.
Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
Рис. 9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги. Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
Рис. 12. Подкова. Конец XIX – начало XX в. Германия.
Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (“ЮЗ” – Юризанский завод или “КМ” – Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10 номе-ров); и на какие ноги она предназначалась (“П” – передние или “З” – задние, левые и правые подгонялись по месту).
С 1941 г. заводское производство подков прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.

Подковы Брянщины

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта. Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди – с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.

х отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди – с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.

х отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.

х отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди – с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.