Древнерусские боевые топоры

f79e83f94779


Все древнерусские топоры можно разделить на две большие группы — топоры с оттянутым обухом («молотком») и топоры с обычным обухом,— поскольку технические характеристики обеих групп различны. В первой группе топоров выделяются три типа, большинством исследователей относимые к боевым топорам.

Первый тип, «А», характеризуется широким прямоугольным лезвием и плоской оттяжкой на обухеи (рис. I, /—4). По некоторым различиям в формах лезвий топоры этого типа можно разделить на два подтипа: первый представлен топорами с лезвием трапециевидной формы, второй—топорами с лезвиями, приближающимися к прямоугольной форме (рис. 1, / и 2). Тип «А» датируется X в. ло находкам в курганах этого времени и по аналогиям. Второй тип топоров этой группы, тип «Б», имеет удлиненные молотки на обухе, заканчивающиеся обычно небольшими шляпками, и узкие, симметрично расширяющиеся в часто закругленные лезвия. Щековицы обычно овальные (рис. 1, 5— //). Топоры с удлиненными обухами в целом можно датировать X—XI вв.17. Аналогии ИМ’ известны в Венгрии 1в и Польше.
Третий тип, «В», представлен топорами с небольшим молотком на обухе, а иногда просто с несколько утолщенной верхней частью обуха. Лезвие почти всегда широкое, иногда даже оттянутое вниз узкой полосой (рис. 1, 12—18). Интересно, что некоторые боевые топоры (XIII—XIV вв.) из Владимира и Новгорода с богатыми декоративными деталями принадлежат к этому же типу.

Эти топоры, которые можно назвать «чеканами», датируются X—XII вв.20, но основная м>асса налодок относится к XI в. Вероятно, исходной формой для топоров этого типа явился тип «Б», осложненный целым рядом характерных деталей, присущих топорам второй группы (без молотков на обухе). Аналогии известны в Польше, Венгрии, Чехословакии. Топоры трех названных типов выделывались по одинаковой технологии из двух полос металла.

Топоры второй группы представлены значительно большим количеством типов. У некоторых »а обухе имеются подтреуголъной формы выступы—отростки (внизу и вверху). Возможно, что эти отростки произошли от «молотков» на обухах топоров типов «А» и «В» и предназначены в основном для защиты топорища от удара вражеского оружия. Декоративные шляпки, появившиеся уже на топорах типа «Б» (рис. 1, 5, 7, 10, 11), показывают, что молотки здесь утеряли свое первоначальное назначение и служат для предохранения топора от вражеского удара. Упомянутые выше отростки имеются как раз у топоров тех типов, происхождение которых относится еще к X в., к его второй половине. Таковы топоры типа «Г» (рис. 1, 19—20), очень небольшие по размерам, с лезвием, равномерно расширяющимся от обуха и напоминающим лезвие топоров типа «Б» со щековицами с обеих сторон; топоры этого типа датируются второй половиной X—XI в., аналогии им известны в Польше. Известно 23 экземпляра таких топоров.

Самым распространенным типом боевого топора в русских древностях конца X— XII в. является тип «Д». Это топоры с широким лезвием и обушными выступами. Топоры типа «Д» продолжают эволюцию формы лезвия, наметившуюся уже во второй половине X в. (рис. 1, //) у некоторых топоров типов «Б» и «В». По характеру нижней выемки топоры типа «Д» делятся на два подтипа: у первого нижняя выемка в большей степени, чем у второго, приближается к половине окружности. По .размерам ручки можно выделить по четыре варианта в каждом подтипе («а», «б», «в», «г»). Всего имеется 102 экземпляра этого типа.

Тип «Д» датируется концом X—XII вв.26; подавляющее большинство топоров найдено в погребениях XI в. В Польше такие топоры также относятся к XI в. (рис. 1, 19—32).
Топоры типов «Е», «Ж», «3», «И» встречаются значительно реже и не дают, подобно типу «Д», четких и многочисленных серий. Для топоров типа «Е» характерны сильно вогнутая верхняя линия и большая нижняя выемка. Дата топоров этого типа — XI в. (рис. 1, 33—34).

Тип «Ж» представлен топорами с сильно оттянутым вниз лезвием, совершенно аналогичным лезвиям некоторых топоров типов «Б» и «Д» (рис. 1, 35). Известно всего пять экземпляров подобных топоров, которые датируются XI—XII вв. и имеют точные аналогии в Польше 29 и Скандинавии.
Все топоры типа «3» отличаются друг от друга, но их объединяют небольшие ще-ковицы (всегда расположенные лишь с одной стороны), малые размеры, легкий изгиб-верхней линии и специфическая маленькая выемка внизу. Они датируются XI—XII вв. (рис. 1, 36—37). Известно девять топо.ров этого типа.
Характерной особенностью топоров типа «И» является наличие несколько удлиненных щековиц с двух сторон. Лезвие у этих топоров обычно неширокое, верхняя линия слегка вогнута, нижняя выемка большая. Дата — X—XI вв.31. Известно пять топоров этого типа (рис. 1, 38).

Топоры типа «К» с прямой верхней линией и обушным отверстием в форме перевернутой трапеции встречаются исключительно в приладожских курганах (рис. 1, 40, 41) Э2. Верхняя линия у одних топоров этого типа перпендикулярна вертикали обуха, у других — отходит от нее под небольшим углом. Щековицы обычно расположены с одной стороны. Дата — X—XI вв. Известно Э1 экз.

Топоры типа «Л» отличаются от топоров типа «К» прежде всего овальной формой обушного отверстия. Они встречаются не только в Приладожье, но и на северо-западе Новгородской земли. Датируются XI—XII вв. Известно 14 экземпляров (рис. 1, 42).

Топоры типа «М» — широколезвийные, без нижней выемки, со сравнительно симметрично расширяющимся лезвием, очень тонким и всегда закругленным, со щекови-цами с обеих сторон обуха, с подтреугольной формой обушного отверстия (рис. 1, 43). А. А. Спицын считал эти топоры боевыми33. Дата их — X—XII вв.34. Аналогии таким топорам известны в Польше35 и Скандинавииэв. Они распространены преимущественно в Северной Руси 37. Встречаются варианты этой формы — у одних менее широкое и более симметричное лезвие, щековицы не треугольные, а несколько вытянуты (рис. 1, 39); у других имеется нижняя выемка (рис. 1, 44). Это более поздние варианты топоров типа «М», известные уже в XI—XII вв.

Описанные типы топоров в целом являются боевыми. Кроме формы, боевые топоры отличаются от рабочих топоров и размерами обушных отверстий. Для задачи отделения боевых топоров от рабочих эти размеры имеют первостепенное значение, поскольку позволяют судить не только о толщине топорища, но и о его длине. Более короткие ручки рабочих топоров были и более толстыми, тогда как боевые топоры средневековья имели тонкие и длинные рукояти. Характерным для топоров выделенных типов является малая толщина топорищ, которая компенсировалась значительной длиной, доходившей до 1 м. Дело в том, что длинное топорище увеличивает силу удара, но вместе с ней и силу отдачи. Для боевого топора важна сила удара, для рабочего топора не меньшее значение имеет сила отдачи; поэтому ручки рабочих топоров не должны по длине превышать размера, при котором становится ощутимее сила отдачи. Таким образом, уменьшение силы отдачи достигается за счет уменьшения силы удара (кпд), иначе говоря — за счет уменьшения длины рукояти. Соответственно уменьшению длины увеличивается ее толщина, доходившая до 4,3 см в диаметре (рис. 2). Наоборот, у боевого топора толщина рукоятки уменьшается соответственно увеличению ее длины. Работать с таким топорищем нельзя (оно переломится), но сражаться удобно.

Длинные ручки боевых топоров известны по древним изображениям. Интересно, что на ковре из Байо рукояти топоров, которые держат военачальники, длинные и тоньше, чем у топоров, которыми пользуются рядовые воины. Если сопоставить этот факт с известными нами типами боевых топоров, то можно предположить, что боевые топоры с наиболее тонкими (и, очевидно, с наиболее длинными) ручками принадлежат военачальникам, а обычные топоры — рядовым дружинникам. Длинные рукояти топоров изображены и на древнерусских миниатюрах.

Х.М. Алешковский