Заполярье. Июнь 2014

[?IMG]

Заполярье. Июнь 2014.

Перед предстоящей поездкой немного о месте, куда собираемся.

Север, июнь 2014

В очередной раз отправились на наши разведанные места за Полярным кругом. Опять было сложно собрать компанию, но все же собрались втроем на одной машине. Время в этот раз была целая неделя, правда Учитая дорогу, чистого времени на отдых и коп получалось в лучшем случае дня 3-4.
Дорога для нас в общем-то знакома и изучена, так что с каждым разом она дается все легче и легче. Да и в этот раз меня сменял за рулем товарищ, так что я, например, особо и не заметил длинного пути. Даже удавалось заснуть на заднем диване моей машины, убрав все лишнее с сиденья и завалившись лежа, так что это оказалось для меня очень удивительно – лежа там ехать в сто раз удобнее, чем сидя.
По дороге коротенько. Выезжали из Твери, примерно в 6.30, что дало фору на время движения из Москвы – считай, пару часов отыграли загодя. Погода отличная, дорога приличная. Сделали участок между Чудово и Волховом через Кириши – раньше тут теряли время. Перед Петрозаводском ремонт дороги – снимают всю подушку и делают заново, зачем я не понял, и так все было новое в том году.
Учитывая заезд в Монастырь Александра Свирского часа на полтора, до поляны добрались часа в два ночи. В принципе нормально, сил полно осталось – еще выпивали и даже копали и даже с результатом.

Монастырь очень понравился, даже такому темному на эту тему человеку как я. Красотища неописуемая! Не знаю, как там насчет Святого духа, но я действительно почувствовал себя отдохнувшим и посвежевшем. Место расположено рядом с трассой, так что оно безоговорочно принято нами для обязательной остановки в наших дальнейших поездках в эти края.

[?IMG]

Трасса Кола в основной своей части просто отличная дорога европейского стандарта:

[?IMG]

Белые ночи всегда удивляют! Незаходящее солнце – этот что-то непередаваемое! Ну и очень удобно для разных дел – их можно делать круглосуточно.
Следующие два фото сделаны практически в одно и тоже время, примерно в полночь, но в разных режимах фотосъемки. Реально в это время суток на улице как ранним московским вечером. Вторая фотография очень близка к наблюдаемому.

[?IMG]
[?IMG]

Встали на известной нам поляне.

[?IMG]

Перед сном пошли копнули. Там не далеко, метров 50 от лагеря.

[?IMG]

В принципе, не плохо для первого часа. Пара расписных склянок, уши от наушников, хлорница, обрезанная с двух сторон гильза из цветнины, кабельная катушка в полностью рабочем состоянии и клейменая. Все это достали из пары помоек в овраге – все не глубоко. Ямки оказались в общем-то пустые, в плане количества хабара – как будто не успели заполнить. Потом нашли еще одну такую же катушку от кабеля, но та оказалась ржавой, хотя также работает – складывается/раскладывается.

С утра отправляемся на место расположения немецкого батальона, о чем нам стало известно из карты, заказанной нами в немецком архиве.
Дорога до точки очень живописна:

[?IMG]

[BBvideo 425,350]
[BBvideo 425,350]

По пути видим стоянку каких-то поисковиков. Оставленные находки:

[?IMG]

Батальон находим – множество палаток и несколько блиндажей на развилке дорог. Названиваем несколько помоек – не особо богато, да и не глубоко – каждую яму докапываем до материнского грунта, может с полметра, не глубже. Все находки с этого захода в лес на фото ниже.

[?IMG]

Пара интересных пузырьков, керамическая бутылка, портсигар (неосторожно уничтожен лопатой), оголовок фонаря с целым стеклом, нержавеющее перо огромного размера с надписями (видимо рисовать стенгазеты), большая рыжая пластиковая банка, с разбитой крышкой (кстати, а от чего это?), куча кованных гвоздей в идеальном сохране.
Здесь же, прямо на земле находим цветную гильзу большого калибра и крышку от котелка советского бойца. Крышка оказалась подписная и уже потом, отмыв ее, мы подивились выдумке ее хозяина.

Вернулись в лагерь. По пути видели вот такие штуки:

[?IMG]
[?IMG]
[?IMG]

Дальше по плану у нас было посещение участка старой финской границе. Где-то в сети была информация, что кто-то нашел старый довоенный финский столб с границы и на нем, мол, были железные таблички-гербы в виде льва. У нас была карт РККА, на которой были обозначены все эти столбы и даже пронумерованы.
Мы поехали в место изгиба линии границы, где уж должен был когда-то стоять столб. Ехали дорогой, о которой предполагали, что именно ей и пользуются местные, но это оказалось совсем не так.

Был один свежий завал. Пилы у нас с собой не было, так что пришлось надрубать деревья и ломать их машиной на рывок. Сосна такие вещи позволяет, а вот случись тут береза упасть, думаю, у нас бы ничего не получилось.

[?IMG]

[BBvideo 425,350]
[BBvideo 425,350]

Через какое-то время уперлись в реку. Когда–то тут были мосты, но сейчас от них остались лишь гнилые бревна и скобы торчащие тут и там. Речки не глубокие, не больше метра. Но старые бревна, лежащие поперек в воде не дали бы проехать точно. Стали щемиться по сторонам дороги. В первой луже я посадил таки машину как раз между бревнам – ни назад, ни вперед. Лебедкой вырвали пару кустиков, потом через удлинитель дотянулись до нормального дерева.

[BBvideo 425,350]

Еще пару луж прошли уже без ошибок.

[BBvideo 425,350]

Через несколько километров приехали в место пресечения дороги со старой госграницей. Ориентировались на озик – ошибиться не могли, но никакой просеки не видели. Очень странно, потому что в других местах пересечения с границей, старая просека читается исключительно четко. Решили вернуться немного назад к замеченной своротке, по которой и пошли, вооружившись прибором и фотиком.
Старая лесная дорога, давно не езжена, но ведь и грунт каменистый, так что, думаю, именно так она и выглядела 70 лет назад. То что она именно со времен войны сомнений не было – нет там никаких деревень, лес так далеко от жилья тоже не заготавливают. Ну и по направлению она ориентирована точно на перегиб старой госграницы. Вскоре нашли и просеку, она шла чуть западнее этой дороги, т.е., получается, это была советская рокадная дорога, скорее всего для работы дозоров. Нашли несколько печек, сделанных из бочек, на высотке нашли окопы и отдельные ячейки фронтом на запад (совершенно пустые, ни одного сигнала).

[?IMG]
[?IMG]

Попалось вот такое узкоколеечное колесо:

[?IMG]

Через некоторое время дорога стала удаляться от просеки к востоку. А сама просека резко нырнула вниз по склону, к озеру, видневшемуся внизу сквозь сосны.
Пошли кое какие находки – топливный бак от какой-то машины, какая-то жестянка, ось от телеги или какой-то техники, много вскрытых цинков.

[?IMG]

На этом фото, слева круглая железка, похожа на фланец, с резиновым обрамлением – не может ли это быть горловина мягкого топливного бака самолета?

Вот такой сарай, явно со времен войны:

[?IMG]

Еще чуть дальше дорога резко заканчивается. Тут же видим высокий фундамент большой избы и несколько сгнивших нижних венцов сруба. Вокруг валяется полно непонятного железа. Кто-то извлек из подпола, пробив лаз сбоку сруба, остатки большой чугунной печи – колосник, стенки и люк. Люк оказался целым, поэтому пришлось его тащить до машины.

[?IMG]

Также нашлась и вот такая хрень из алюминия. Не авиационная ли эта штуковина?

[?IMG]

В общем, мы сделали вывод, что здесь располагалась советская застава или что-то вроде того. До просеки границы от сюда примерно метров 500.

Вернулись до просеки, оставили железку и пошли дальше строго по просеке, спускаясь к озеру.

[?IMG]

Дальше пришлось карабкаться практически в отвесную стену. Очень утомительное занятие.

[?IMG]

Вид с горы назад:

[?IMG]

До изгиба просеки мы дошли, но дальше старая граница полностью растворилась в поросли молодых сосен. Столб мы, конечно же, не нашли.
На советской стороне, точно напротив изгиба просеки, увидели остатки сооружения, сложенного из больших камней с накатом из бревен.

[?IMG]

На финской стороне видели похожие сооружения:

[?IMG]

Находок вообще никаких, не считая пары консерв.

Вернулись к машине и отправились в обратный путь.

Лужи прошли легко:

[BBvideo 425,350]
[BBvideo 425,350]

Где-то по дороге обратно:

[BBvideo 425,350]
[BBvideo 425,350]

Перекусив в лагере, решили продолжить краеведческую тему, совместив ее с разведкой местности — проверить еще одну дорогу вокруг нашего озера, помня странные поляны на космоснимках в гугл-планете. Ничего не нашли, зато прогулялись по реальной дикой тайге. Скорее всего уже в советское время эта была дорога на дальнюю делянку, но сейчас там ни кто не ездит и не ходит. По пути видели пару древних кострищ с консервными банками и пробками от советской водки. Нашли алюминиевую кружку 60-какого-то года, в идеальном сохране, но смятую.

[?IMG]
[?IMG]

На обратном пути проверили запримеченные блиндажи. Вырыты в склоне, несколько штук подряд. Когда-то кто-то копнул несколько помоек у этих блиндажей – видимо глухо. Но сами сооружения впечатляют!

[?IMG]
[?IMG]

В самом конце дня, хотя, правильнее сказать начале ночи, пошли на много раз проверенное место, недалеко от лагеря – штаб немецкой группировки. В принципе, ничего особенного не было – железки, стекляшки:

[?IMG]
[?IMG]

Вышли на поляну. Вот вроде и проходили несколько раз здесь, а как будто в первый раз вижу эту местность. Район этот копан — нами уже три последних года, ну и до нас кто-то копал. Копали не много, но видимо результативно, судя по отвалам на двух мощных ямах.
Для себя решил, прежде чем воткнуть лопату, вдумчиво подойти к вопросу – прикинуть что и как здесь могло быть. Скат большой горы, на ровных уступах здесь располагались различные подразделения штаба немецкого соединения. В некоторых местах в склоне грунт выбран ровными квадратами метров 10 на 10, в которых, скорее всего, располагались палатки или строения. Никаких сигналов мы в этом месте не ловили. И вот сейчас мы вышли на подобную ровную площадку размером пару на пару сотен метров. Попадались какие-то непонятные железки. В одном месте заметили ровный прямоугольник, заросший деревьями, размером под избу какую нибудь. С трех сторон продолговатые ямы. Метрах в пяти выкопаны три вытянутые ямы длиной по два метра. Как правило помойки и делались в виде вытянутых ям.
Копаем первую яму. Сигналы были по-началу – отрыли пару консерв. Дальше пошли бутылки, которых достали десятка два. Были и интересные пузыри, в том числе и с проволочными закрывашками пробок (как современный гролш). Попалась давно мной искомая бутылка, причем аж две штуки – в виде высокой пирамиды, одна сторона с надписями. У меня есть точно такая же миниатюрная, а вот большие еще не попадались. К сожалению, они оказалась разбитыми, стенки бутылок совсем тонкие. Также попалось пять медицинских пузырьков, одна большая и четыре миниатюрных — все с резиновыми пробками. Извлекли и остатки какой-то бумаги, то ли книги, то ли газеты.

[?IMG]
[?IMG]
[?IMG]
[?IMG]

Ну и вот так выглядело место. Справа читается квадрат, заросший молодыми соснами. Слева три ямы. Интересно, что в средней яме нашлось лишь пару бутылок, а вот крайние были заполнены под завязку. Еще момент – если бы копали только на сигнал, ямы были бы не докопаны и основное стекло не нашлось бы.

[?IMG]
[?IMG]
[?IMG]

Вот я думаю, стояла изба или палатка, стояла она тут три года, и что же, мусор так и кидали себе под нос? И кроме бутылок ничего больше нет – тоже странно. И три года – за такой срок можно выпить гораздо больше. Как же все было на самом деле на этой поляне? Вопрос без ответа.
Перед уходом в лагерь прозвонили все ямы, которые вдоль трех стен избы. Были и сигналы, но копать уже сил не было, да и пришлось бы корчевать деревья.

На следующий день поехали на место батальона, где были в первый день. Цельный батальон, а видели мы там ну пусть двадцать ям – должно же быть больше. Доехали быстренько и поехали дальше по дороге. По пути на какой-то своротке видели машину с местными номерами, подумали что это рыбаки — махнули им, они нам, и поехали дальше.
Нашли место с множеством ям – ячейки, блиндажи, палатки – но находок нет. У болотины блиндажи с целыми накатами уходили буквально в воду, сквозь бревна видели какое-то большие круглые железки, может баня тут была, а железки – чаны и тазы? Ретировались оттуда – место какое-то мрачное, и находок – ноль. Проверили еще какую-то своротку – нашли место пожара, где горели какие-то снаряды калибра 40 мм, в переносках. Все это взрывалось, так что месево сплошное.
По пути назад заехали к рыбакам, которые уже уехали к тому моменту. Может они и рыбаки тоже, но в первую очередь они все же копари. Стоянка завалена патронами, взрываками, целыми чушками снарядов. Подошли к озерку и все стало понятно. Гигантский сброс целых снарядов различного калибра. Народ вытаскивает все это из воды крючьями или еще как, в заболоченном берегу вырыта огромная яма, на отвалах и везде повсюду переноски, доски ящиков с надписями, гильзы, патроны и пр. Для интересующихся подобными вещами тут кландайк! Я попробовал руками нащупать в воде что нибудь – достал несколько досок, как новые, с надписями на немецком. Место, произвело впечатление, конечно!
Народ до нас видимо крутил снаряды – у кострища валялись взрываки. Мне лично их в руки-то брать стремно – как они их крутят, не понятно. Сделав пару фоток мы поехали дальше – как нибудь стеклом обойдемся.

[?IMG]

По пути назад заскочили на запримеченные с дороги ямы. Кто-то тут совсем недавно копал пару помоек. Одну из них мы решили добить. Из интересного – на фото ниже.

[?IMG]

Самое интересное, пожалую пепельница. Жаль, что разбита пополам. Сначала нашли половинку, но откинули ее, а я-то прибрал ее. Задуманное осуществилось – в другом углу ямы выуживаю вторую половину. Сошлось точно! Пара сколов, но не существенно. Надо склеить.
Еще пузырек Klofterfrau. Еще какая-то труба, с медными нашлепками по сторонам.
В общем, находки вроде ничего, еще ямы просматриваются – надо бы вернуться еще. Ставим точку и домой.
В лагере выясняется, что на той яме я забыл куртку. Приходится ехать за ней, а заодно и походить проверить запримеченные ямы. И вот больше мы ничего там не нашли – место оказалось не таким большим как представлялось, находок особо никаких. И вот уже место, кажущееся еще недавно очень перспективным, в один момент перестает быть таким. Как все зыбко в нашем деле. Не проверь я сейчас это место, оно было бы для меня магнитом перед следующей поездкой и в итоге было бы некоторое разочарование. Нет, заканчивать поездки надо обязательно на позитиве, а у нас оставался лишь одни день. «Ничего, завтра всё будет!» — сказал товарищ. Я поверил.

Дороги там очень интересные и вполне проходимы для любого полного привода.

[BBvideo 425,350]

В последний день мы пошарили в округе, ориентируясь на наши архивные карты. Особо ничего интересного, но ведь без таких пустых походов и нельзя найти что-то стоящее. К вечеру вернулись на вчерашние три ямы. Копнул сигнал в одной из ямок вокруг избы – консерва, пара склянок – дальше копать не стал.
Отошел метров на десять. Вижу яму, отвал. Посмотрел со стороны повнимательнее – обычная яма, куст какой-то из нее растет. Жалко не сфоткал ее в первоначальном виде. Ведь еще подумал — вот это место! Здесь все будет!
Копнул сигнал – вылезла консерва и подошва от ботинка. Все, сигналов больше нет, но я продолжаю углубляться. Вскоре пошло стекло – очень много бутылок. Попадались книги по астрономии – несколько штук, с картинками, но спасти их просто невозможно – это комки сырой бумаги и земли. Вскоре я ушел в яму с головой, по длине она получилась метра два-три. Вот это оказалась настоящая помойка! Бутылки, тарелка с вороной (битая), куча пузырьков, книги, дырокол для бумаг (сгнил), маникюрные ножницы, фонарь, что-то еще, уже не помню. Напоследок из стенки выскочил немецкий топор.

[?IMG]
[?IMG]

Вот так вспоминая — ничего не предвещало, как говорится, яма и яма. А там вон как получилось. Еще раз делаю вывод – там надо копать абсолютно все ямы и копать до дна, не полагаясь на минак. Ведь за несколько лет проживания там должно было остаться очень много барахла.

Вот на этой позитивной ноте и закончили. Потом было еще два дня дороги домой, с промежуточной остановкой на Свири. Причем, и не сильно напрягались по пути – выехали с поляны где-то в одиннадцать дня. И даже в последнюю ночь, учитывая следующий день дороги, сидели у костра часов до трех ночи, распивая модное вино.

Все что накопали за три дня:

[?IMG]

Ночевка на Свири:

[?IMG]
[?IMG]
[?IMG]

Нормально получается. Совсем не напряжной стала дорога – все известно, да и с промежуточной ночевкой получается легко. Ну и в хорошей компании сама дорога приносит удовольствие.