Чеканка монет Великого Княжества Московского.



Чеканка монет Великого Княжества Московского.

Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х гг. великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359—1389).
Серебряные денги, чеканенные при нем, относятся к числу редких монет. Более широкий масштаб имела чеканка монет его сына Василия Дмитриевича (1389—1425). Между монетами обоих князей много общего во внешнем облике, но в метрологическом отношении они существенно различаются, так как при Василии Дмитриевиче вес монет и содержание серебра в московском счетном рубле заметно уменьшились, следовательно, из гривенки серебра стало выходить больше денег, чем прежде.
Нумизматическое наследие внука Дмитрия Донского — Василия Васильевича Темного — огромно, а разнообразие монетных типов и весовых норм просто поражает. По-видимому, это объясняется самой формой организации монетного производства — монетным откупом, т. е. предоставлением права принимать заказы на чеканку монеты из серебра заказчиков, быть может, нескольким откупщикам одновременно. За это они обязывались выплачивать великому князю обусловленную договором годовую плату. Заметные различия выпускавшихся монет обеспечивали возможность контроля со стороны государства.
На годы правления Василия Темного (1425—1462) падает прекращение монетной чеканки в ряде московских удельных княжеств, которые перешли в собственность московского великого князя. Та же участь постигла Суздальско-Нижегородское великое княжество и зависевшее от московских князей небольшое, формально самостоятельное Ярославское княжество. Тогда же фактически лишилось самостоятельности великое княжество Рязанское, половина небольшого Ростовского княжества была куплена Василием Темным, а чеканка в Новгороде стала производиться под контролем Московского княжества, хотя и с сохранением местной метрологии.
Ко времени княжения Василия Темного, по-видимому, относится начало чеканки медной «городской» монеты — «пулов»—в Москве и некоторых других городах.
Чеканка монет Василия Темного в Москве дважды прерывалась, когда ее захватывали враждовавшие с ним галичские удельные князья. Претендуя на московский великокняжеский престол, в 1433—1434 гг. выпускал там монету как великий князь Юрий Дмитриевич Галичский, а в 1446— 1448 гг. — сын его Дмитрий Юрьевич Шемяка (ослепивший Василия). Некоторые из московских монет обоих претендентов в среде нумизматов долго носили весьма неудачное название «союзных» — по той причине, что они чеканились с частичным использованием штемпелей Василия и поэтому несут на себе два имени. Благодаря этой особенности монеты претендентов позволяют довольно точно датировать некоторые типы монет Василия.
Чеканка монет великого князя Ивана Васильевича III (1462—1505) происходила в период окончательного крушения татаро-монгольского ига и неуклонного роста московских владений. Прекратилось существование великих княжеств Тверского и Рязанского; была прикуплена московским князем вторая половина княжества Ростовского; денежный двор Новгорода, лишившегося самостоятельности, начал чеканить монету великого князя. Монеты Ивана III поначалу сохраняли внешнее сходство с монетами его отца, но в них постепенно намечается более ограничительный под¬ход к выбору сюжетов; в частности, все большее предпочтение отдается «московскому гербу» — изображению всадника. По-видимому, в это время в Москве происходило превращение мастерской откупщика в более или менее постоянный денежный двор великого князя. Некоторая пестрота типов монет может быть отчасти связана с сохранением монетного откупа в Твери, присоединенной к московским владениям. Монеты новгородской чеканки отличаются наибольшим постоянством типа.
С 1505 по 1533 г. чеканились монеты великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного. В его правление лишился самостоятельности и Псков, денежный двор которого тоже стал периферийным монетным двором Московского государства. Многие денги Василия и часть монет Ивана III чеканились без обозначения имени великого князя. На них имеется только титул «государь всея Руси». Принадлежность их устанавливается по составу кладов и данным метрологии.

Московские уделы
В великом княжестве Московском чеканка монет удельных княжеств была наиболее обильной и разнообразной.
В Галиче чеканку производили оба упомянутые выше князя — Юрий Дмитриевич (1389—1434) и Дмитрий Шемяка, который лишился княжения в 1450 г. Весьма вероятно, что чеканка Юрия началась еще в Звенигороде и только позже была перенесена в Галич.
В Серпухове по 1410 г. чеканил свою монету князь Владимир Андреевич Храбрый, один из главных участников разгрома татар в 1380 г. Чеканка началась, по-видимому, еще в годы правления Дмитрия. После смерти Владимира Серпуховское княжество разделилось на пять малых уделов, доставшихся его сыновьям. Серпухов отошел к старшему — Ивану Владимировичу (по 1422), продолжившему чеканку. Ему наследовал Семен Владимирович, получивший в 1410 г. Боровск, который, таким образом, вернулся в состав Серпуховского княжества.
Судя по большой редкости монет Ивана Владимировича и обилию и разнообразию монет Семена Владимировича, который был серпуховским князем только четыре года (по 1426), можно предположить, что последний начал чеканку еще как князь боровский и лишь продолжил ее в Серпухове. На части монет, кроме его имени, находится также имя великого князя Василия Темного, что довольно точно датирует их. Как и в других подобных случаях, это можно объяснять двояко: либо контролем со стороны великого князя, либо попросту тем, что заказ на чеканку монеты передавался денежнику великого князя, а тот ограничивался изготовлением только одного нового штемпеля и вторым брал московский.
Князь Ярослав Владимирович (по 1426), получивший в 1410 г. при разделе Серпуховского княжества город Малоярославец, только как малоярославецкий князь мог выпускать свои монеты, которые очень редки. Его сын — князь Василий Ярославич в 1426 г. объединил в своих руках все Серпуховское княжество и монетную чеканку, довольно обильную. В 1456 г. княжество прекратило существование и стало владением великого князя.
В Угличе имели свою монету два князя — Иван Владимирович (по 1422) и Константин Дмитриевич (умер в 30-х гг. XV в.). Монеты обоих очень редки.
В Можайске начал чеканку князь Андрей Дмитриевич (1389— 1432) . Среди его монет также имеются разновидности с именем великого князя Василия Темного. После смерти князя Андрея удел разделился на два — в Верее стал выпускать свою монету князь Михаил Андреевич, после смерти которого (1485) удел достался великому князю. Выпуск монет Михаила, вероятно, имел место не только при Василии Темном, но и при Иване III. В Можайске чеканку продолжил князь Иван Андреевич. В 1454 г. княжество Можайское прекратило существование. По всей видимости, незадолго до этого на монетах Ивана Андреевича также появляется второе имя — великого князя московского.
В Дмитрове с 1389 по 1428 г. выпускал местные монеты только один князь — Петр Дмитриевич. Наличие на части его монет имени великого князя Василия (Темного) датирует их в пределах трех лет.
Есть основания считать, что в правление великого князя Василий Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) особая монета с именем великого князя чеканилась в городе Коломне или, во всяком случае, для этого города. Подобного рода чеканка монет великих князей в принадлежавших им младших городах княжеств, как увидим далее, наиболее характерна для великого княжества Тверского