Памятный рубль в честь открытия памятника Николаю I



Памятный рубль в честь открытия памятника Николаю I

Сложный период переживает Россия в середине IX века. Успехи в войне с дряхлеющей Османской империей способствуют укреплению позиций России на Черном море, но это вовсе не устраивает Англию и Францию. В 1854 году они вступают в войну на стороне Турции. Ареной войны становится Крым. В августе 1855 года, после 11-месячной осады пал Севастополь. Умирает Николай I, 2 марта 1855 года к власти приходит сменивший отца на российском престоле Александр II. В 1856 году подписывается Парижский мирный трактат, по условиям которого России запрещается иметь на Черном море крепости, военно-морские силы и арсеналы. Принудительно вводится либеральный таможенный тариф, отменяющий пошлины на поставляемые товары, и как следствие — возникает промышленный кризис. Рост импорта приводит к утечке денег, финансовое хозяйство расстраивается.
И, тем не менее, сразу после смерти отца Александр II поручает архитектору Огюсту Монферрану, создать проект памятника Николаю I. Местом размещения выбирается Исаакиевская площадь между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Император приводит пожелания, чтобы по симметрии с памятником Петру I он был конным и чтобы в оформлении памятника были отражены важнейшие дела Николая I. Проект высочайше согласовывается и в 1856 начинаются работы по его возведению.
Петр Карлович Клодт создает скульптуру, в которой удивительно сочетается стремительное и изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно-торжественная фигура всадника. Уникальность скульптурной композиции состоит в том, что она имеет всего две точки опоры. Император предстает в мундире конногвардейского полка в каске с орлом. Контраст с тяжелым постаментом придает статуе особую изящность и легкость. Многоярусный пьедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итальянского мрамора, он украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости (с зеркалом), Силы (с мечом), Веры (с крестом и библией) и Правосудия (с весами) с портретно исполненными лицами жены и трех дочерей Николая I.

На горельефах пьедестала изображены важнейшие события царствования Николая I: восстание декабристов в1825 году, усмирение холерного бунта на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за составление первого свода законов 1832 году и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва в1851 году.

Памятник становится объединяющим центром Исаакиевской площади, в обрамлении которой расположены архитектурные постройки разных стилей.
25 июля 1859 года в четвертую годовщину кончины императора происходит торжественное открытие памятника. Его общая высота более 16 метров, рядом установлены фонари, которые по сей день считающиеся одними из самых красивых в городе.
Для вручения участникам торжественного открытия памятника выпускаются памятные медали в золоте (без даты чеканки), в серебре и в бронзе.

Автором штемпелей лицевой стороны является профессор Академии художеств А. П. Лялин, оборотной – медальер Санкт-Петербургского монетного двора В. В. Алексеев. К открытию памятника чеканится и серебряный рубль в двух вариантах исполнения. Отличие состоит в глубине рельефа и в очертании обреза шеи на портрете. Монеты с более глубоким рельефом более редки. На них пряди волос имеют не так многочисленны и имеют более массивный вид. Монета выбивается двумя партиями по 25000 штук, но по данным Узденникова она выпущена тиражом 50 118 экземпляров.

На его лицевой стороне воспроизведены профильный портрет Николая I и надпись «НИКОЛАЙ I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙС.», на оборотной – детальное изображение монумента и надписи по кругу в две строки: «ПОВЕЛ. ИМПЕР. АЛЕКСАНДРА II ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА» и «июня 25 дня 1859 года».
О происхождении рублей, исполненных в меди нет данных, но они существуют и явно выполненные оригинальными штемпелями.

Столь эффектная монета, получившая в кругу коллекционеров наименование «Конь», желанный образец в коллекции. И этот интерес вполне понятен, впрочем, как и интерес тех людей, поддельные экземпляры которых наполняют рынок в последние десять лет. При явных признаках подделки многие из них выдаются за оригиналы.